Самая дорогая квартира в Санкт-Петербурге 100 лет назад
Показателем стоимости квартиры тогда служил квартирный налог. Население столицы уплачивало его в общей сложности свыше полутора мил. руб. В среднем выходит более рубля на каждого жителя в год. Львиную долю налога нес тот аристократический элемент, который проживал в своих роскошных особняках и квартирах в собственных домах.
Квартирный налог заключает в себе принцип подоходного налога: кто обнаруживает наибольшую состоятельность, тот больше и платит. В числе плательщиков первенство по сумме платежа квартирного налога принадлежало княгине З.Н.Юсуповой, графине Сумароковой-Эльстон.
Она уплачивала квартирный налог в сумме 6000 руб. в год. Следовательно, занимаемая ею квартира (знаменитый юсуповский дворец на р.Мойка) оценивается приблизительно в 60 000 руб. годовой платы. Близко к этой «норме» никто из плательщиков налога не подходил.
В порядке постепенности дальше идет Н.М.Половцев 2 765 руб. квартирного налога в год; гр. И.И.Паскевич-Эриванская – графиня Варшавская – 2 000 рублей; гласный думы П.П.Дурново – 2 000 руб.; графиня С.В.Панина – 1 500 р.; светлейший князь К.А.Горчаков – 1 400 руб.; кн. Абамелек-Лазарев – 1 105 руб.; гр. Н.Н.Гудович – 1 040 руб.; гр. М.Д.Апраксина – 1 200 руб.
Столичные миллионеры купеческого происхождения проявляли в квартирном вопросе стремление к экономии.
Так лидер стародумской партии И.И.Глазунов платил за свою квартиру, в которой происходят прославленные преддумские рауты и вечера, всего лишь 349 р. квартирного налога; самый богатый из Елисеевых, дома которого определяются по самой скромной городской цене в два с половиной руб., С.П.Елисеев – платит 620 р., другой миллионер Д.А.Дурдин – 154 руб.; С.А.Тарасов – 137 руб. А Черепенников, владелец многочисленных домов и 60 торговых заведений – 83 руб.
31 (18) августа 1909 года Петербургская газета
Извозчикам не верить!!!!
Выпросила как-то в библиотеке подшиву газет за 1913 год почитать. Ничего не изменилось, те же вопросы в Думе, те же городские проблемы поднимались, те же предложения по недвижке, но каков был слог в заголовках и текстах объявлений!!! Мы серьезно курим на их фоне.
А уж как они там в объявлениях по найму апартаментов развлекались, это вообще была песня. Вот, например, такой яркий заголовок на полосе с объявлениями по недвижимости:
«Извозчикам НЕ Верить!»
ясен пень, заголовок привлекал внимание и заставлял прочесть мелкий текст под ним, в котором сообщалось, что в аппартаментах у мадам такой-то есть свободные комнаты и даже целые аппартаменты из 12 и 18 комнат с санузлами для прислуги прочими радостями.
Они действительно соревновались, старались перекричать друг друга и от заголовков я выпадала в осадок.
Чрезвычайно просто решался вопрос с переездом на новое место жительства. Не надо было ни продавать, ни менять квартиру. Достаточно было заплатить квартплату за текущий месяц, после чего договор найма без проблем расторгался и человек мог в тот же день переехать на новую квартиру. Добавьте к этому, что услуги по перевозке мебели стоили очень дешево. Многие выбирали себе квартиру ближе к месту работы или службы, театралы — ближе к театру, любители прогулок в парке — поблизости от парка и т.д. Т.к. квартиры как правило не принадлежали жильцам и не участвовали в купле- продаже. Разбогатев гражданин покупал себе свой дом.
Предложение жилья соответствовало платежеспособному спросу. В этом смысле жилищного вопроса в России не существовало. Никто не ночевал на улицах, это считалось бродяжничеством, и такого «бродягу» забирали в полицию, а потом в тюрьму. Муниципального жилья в дореволюционной России не было вообще, но было т.н. «социальное» жилье, т.е. жилье для самых бедных. Это было жилье, содержавшееся на средства благотворительных или религиозных (приюты, богадельни) организаций, отдельных меценатов (например, широко был известен «дом бесплатных квартир», построенный купцами братьями Бахрушиными на Софийской набережной в Москве. Это был роскошный дом — сейчас в нем помещается головной офис «Роснефти» — и содержался полностью на их средства).
Иногда несколько человек нанимали квартиру вскладчину, свободную комнату можно было сдать в поднаем. Люди одинокие или с низким достатком (это могла быть и семья) жили в «доходных» домах типа гостиниц, где не было квартир, а были комнаты, которые сдавались внаем. Наконец, самые бедные снимали за несколько копеек на ночь койку в ночлежных домах, или «ночлежках» (это были самые дешевые «доходные» дома).Справедливости ради надо сказать, что среди «доходных» домов встречались и трущобы (знаменитая Хитровка в Москве или Вяземская лавра в Петербурге, а также самые дешевые ночлежки). Но это были именно исключения.
Доходные дома в России
«Доходный» дом строился частным лицом — богатым купцом или предпринимателем — на свои деньги для получения прибыли, или «дохода». Этот дом принадлежал хозяину на правах частной собственности, а квартиры (или комнаты) сдавались внаем. Любой человек, увидевший на подъезде дома, или на воротах, или в газете объявление о наличии свободной квартиры, если его устраивала цена, мог заключить договор с хозяином (или управляющим), зачастую просто устный, и в тот же день вселиться в квартиру.
И не нужны были никакая прописка, ордер и другие справки и бумаги. Правда, он был обязан зарегистрироваться в местном отделении полиции, не зарегистрировавшихся строго наказывали.
Существующие законы защищали квартиросъемщика от произвола владельца. Если жилец исправно платил квартплату и не нарушал порядка, домовладелец не имел права его выселить.
Но если жилец не платил или нарушал порядок, то с помощью полиции быстро оказывался на улице. Нынешние неплательщики и вандалы не удержались бы в доме более одного месяца. Конечно, хозяин, домовладелец следил (сам или через своих управляющих и приказчиков) за чистотой и исправностью своего имущества, т.е. дома. Ведь в грязный, неопрятный дом не привлечешь клиентов, плохое состояние дома снижало цену аренды квартир, и соответственно, доходы владельца.
За порядком в доме и во дворе следил еще и дворник. Дворник в те времена (в России, которую мы потеряли) был не только уборщиком территории, но выполнял еще и административные функции. Он обязан был докладывать местному отделению полиции (квартальному надзирателю) обо всех нарушениях порядка в доме, о незарегистрированных жильцах и т.д. Дворник всегда находился неотлучно при доме и жил здесь же в служебном помещении. За порядком следили также местная полиция, городовые, которые постоянно патрулировали территорию ( за это их еще называли «хожалые» ). А ночью постоянно дежурил ночной сторож. Повсюду стояли еще и стационарные полицейские посты — будки, в которых сидел полицейский — «будочник». Поэтому во дворах и на улицах был порядок и было спокойно, и днем и в темное время суток можно было без опаски ходить по улицам. В случае каких-либо происшествий дворник, будочник или городовой быстро приходили на помощь. В таких условиях, очевидно, хулиганам, бандитам и террористам жить было довольно некомфортно.
Цены за аренду квартир не были высокими, ведь заломивший цену хозяин рисковал остаться без жильцов. Цены регулировал рынок, спрос и предложение, участвовала в регулировании цен и городская администрация, например, домовладелец имел право повышать квартплату только один раз в год. Конечно, цены варьировались в широких пределах — от дешевого жилья низкого качества на окраине до дорогих хороших квартир в центре. Дифференциация цен приводила к тому, что в одном доме селились жильцы примерно одного достатка, например, рабочие, мастеровые, ремесленники,
А вот типичный доходный дом в тихом дворике за «Пекином». Лифт все удобства.Кстати в таком -же доме, но в квартире попроще мог жить и рабочий, но квалифицированный, который женившись в 1912 году, снимал трехкомнатную квартиру и держал прислугу…
Это было временное жилье, предоставляемое заводом. Практически даром.Конечно, были исключения, но к 1910-1912 таких заводчиков начали нещадно штрафовать.
— В бараках жили неквалифицированные, как только рабочий получал минимальную квалификацию он из барака как правило съезжал. Другое дело в силу крестьянской ментальности многие эту квалификацию получать не хотели, а хотели заработать денег и вернуться назад в деревню…
— Квалифицированный рабочий как правило к 30-35 годам имел свой дом.
А средний класс — профессора, чиновники, юристы, предпочитал селиться в доходных домах покруче. И в нем типичные недорогие квартиры из пяти комнат, кухни и комнаты прислуги (это уже для клиента побогаче). Например для молодого врача или инженера.
Это улучшало психологический климат в доме, способствовало соседскому общению. В домах, где жила более-менее состоятельная публика, в подъездах и на лестничных площадках были и ковровые дорожки, и зеркала, и фикусы с пальмами в кадках, дежурили швейцары. Дама, пришедшая в гости, прежде чем позвонить в квартиру, могла поправить прическу перед зеркалом. Понятно, что в таком доме профессор Преображенский мог спокойно оставить свои галоши внизу, не боясь, что не найдет их завтра утром. Причем это не было исключением из правил (у нас сейчас тоже можно найти чистый подъезд — один на тысячу подъездов), это было массовое явление.
Таким образом до революции в России не было «квартирного вопроса». Каждый человек мог легко найти себе жилье по своим средствам.
Но наступил 1917 год, грянула победоносная Октябрьская Революция, заводы и фабрики, банки и магазины, и в том числе жилые дома были национализированы, т.е. стали собственностью государства. Домовладельцы бежали за границу, кто не успел убежать — сидели тихо. Управлять домами стали домкомы во главе со Швондерами и Шариковыми, которые впоследствии трансформировались в нынешние РЭУ и ДЕЗы. Большие богатые квартиры в центре превратились в учреждения или в коммуналки. Зеркала были разбиты, пальмы и фикусы сломаны, дорожки украдены. Наступил социализм. А вместе с ним пришел и «квартирный вопрос».
Квартиру В. Высоцкого можно снять в аренду за 4 т. долларов
Судьба квартиры на Малой Грузинской, где артист прожил последние годы, творил, устраивал посиделки с друзьями под гитару, не дает покоя поклонникам. Окна квартиры смотрят аккурат на Малую Грузинскую улицу. На отремонтированный и восстановленный католический Костел. А раньше территоря этого храма совсем недавно использовали как склад-хранения строителей. Кстати, этот микрорайон называется «Тихий центр». Совсем рядом мастерская ЦЕРЕТЕЛИ. Вообще, поблизости много живет артирстов и актеров. Недалеко жила Пугачева. Сейчас — ее старшая дочь. Между прочим до Зоопарка 3 мин пешком. До Белого дома 10 мин. Один »минус», примыкает к дому общага Консерватории. Студенты выходят на балкон и пиликают …
В дом номер 28 на Малой Грузинской улице Высоцкий переехал за три года до смерти. На тот момент это был один из самых дорогих кооперативов в Москве, и квартира в нем была актеру не по деньгам. В счастливые жильцы Владимир Семенович попал лишь благодаря своей популярности, она же помогла ему чуть позже пристроить к себе в соседи режиссера Александра Митту, который в тот момент снимал Высоцкого в «Арапе». Для себя Владимир Семенович вообще ничего не делал. Даже вся обстановка в доме (по тем временам недешевая – югославский шкаф и прочее) в основном зависела от щедрости его друзей, – вспоминает Плотников. – Сам он собирал только чаи и с большим удовольствием заваривал их для друзей на кухне.
Конечно, для Москвы конца 70-ых такая квартира — была настоящая роскошь. Три комнаты, европейский ремонт, интересная мебель. А ведь еще и центр столицы, консьержка в подъезде! Высоцкий-младший вспоминает, что на стенах не было обоев, вместо этого их покрыли краской. Привычный линолеум на полу заменяло дефицитное половое покрытие. Имелась смешная надувная мебель и кресла-мешки, набитые чем-то вроде гречневой крупы. Садишься на них — и они сразу принимают форму твоего тела. В Москве подобная авангардная роскошь тогда, понятное дело, не водилась. Марина привезла ее из Франции. В квартире царствовало полное смешение стилей. Так, мягкая мебель, привезенная Мариной Влади из Европы, вполне органично сосуществовала с антиквариатом XIX века, купленным на распродаже мебели из квартиры Александра Таирова и Алисы Коонен. Но вместе с тем классическая роскошь здесь соседствовала с бесхитростной кустарностью — часть мебели сколотили солдаты стройбата, которых Высоцкий специально вызвал домой. Из грубых, необтесанных досок толщиной в 60 миллиметров «служилые» смастерили шкаф, кухонный стол и даже скамейки. Хозяин квартиры почему-то хотел, чтоб было именно так.
В этой квартире у Высоцкого впервые появился кабинет, личное пространство. Обстановка: антикварное кресло с высокой деревянной спинкой, будто из шекспировской пьесы. Стеллажи с книгами, спроектированные самим Высоцким, сделаны из толстых досок –от чтобы не прогибались под тяжестью книг. Трогательная подробность: в кабинете стояла горка, в которую обычно ставят посуду, а у Владимира Семеновича там лежали рубашки и белье. Теперь квартира принадлежит сыну Высоцкого. Он в ней не живет, вся мебель вывезена в мемориальный кабинет в Центре Высоцкого на Таганке
Многие почитатели творчества Владимира Семеновича надеялись, что в его квартире в конце концов откроют музей, но сын поэта с сожалением объяснил, что по закону это невозможно сделать в жилом доме на восьмом этаже. И что только в его праве решать судьбу этого места как законного наследника. Какое-то время назад Никита утверждал, что с квартирой ничего не происходит, она не продается, но требует ремонта, потому что там старые трубы и коммуникации.
Однако, сейчас легендарная квартира сдается.
— Насколько нам известно, квартира была выставлена в аренду в апреле 2012 года, а в июле — августе была сдана на год, — сообщили в столичном агентстве недвижимости Century 21 Star Realty M.
За квартиру запросили 125 тысяч рублей (около 4000 долларов), что неудивительно: три комнаты, эксклюзивная планировка, 115 квадратных метров, до станции метро «Краснопресненская» можно дойти пешком, окна выходят на католический Костел — все, что надо человеку, который хочет жить в центре Москвы.
Безусловно, главная ценность квартиры состоит в том, что в ней некогда жил Владимир Высоцкий и его гостями были многие мировые знаменитости.
Обратите внимание на фото слева -это Сочельник в квартире Высоцкого на Малой Грузинской. 24 декабря 1975 года. Благодаря тому обстоятельству, что в машине Плотникова в тот вечер случайно лежало студийное освещение, появился на свет этот снимок, на котором практически нет случайных людей: Марина Влади (теперь она – трижды вдова), Ахмадулина с мужем, Володарские, югославский режиссер Павлович, который за год до того снял Высоцкого в своей «Единственной дороге»… Еду готовила Марина Влади. Посмотрите, какой был шикарный гусь, а может, даже и индейка. В те времена гостеприимство измерялось тем, что на столе, поэтому даже напитки были, обратите внимание, из «Березки». Это говорит о многом!
Для желающих снять квартиру хочется пояснить, что мебели и вещей, которые при жизни населяли жилище, безусловно, нет.
Но сохранилась богемная атмосфера и энергетическая аура бывшего хозяина. А также памятный барельеф с изображением Высоцкого напоминает нам о том, что здесь жил, работал и творил этот необыкновенный человек.
Американская реклама. М.Зощенко. 1926 год
Пошёл тут один рабочий квартирку себе подыскать.
Ходил, ходил, похудел и поседел, сердечный, но квартирку всё-таки нашёл. По случаю.
Миленькая такая квартирка — кухня и при ней комната. В арендованном доме.
До чего обрадовался рабочий — сказать нельзя.
— Беру, говорит, гражданин арендатель. Считайте за мной.
Арендатель говорит:
— Да, конечное дело, берите, ладно. Платите мне шестьдесят рублей въездных и берите, ладно. Такую квартирку за такую цену у меня завсегда с руками и с ногами оторвут.
Рабочий говорит:
— Нету у меня, братишка, таких бешеных денег. Нельзя ли, дядя, вообще без въездных?
Ну, одним словом, не сошлись в цене.
Очень расстроился от этого рабочий.
Идёт домой в сильных грустях и думает:
«Прохвачу этого прохвоста в газете. Мыслимое ли дело такие деньги драть!»
И на другой день, действительно, появилась в газете за подписью рабкора обличительная заметка. Крепко так обложили арендателя.
Это, говорят, паук, а не муха. Шесть червонцев драть за такую квартирку — это же прямо скучно. И откуда могут быть такие бешеные деньги у рабочего человека?
Словом — вот как обложили арендателя. И адрес указали. Чтоб в случае чего хвост могли накрутить ядовитому арендателю.
И, батюшки-светы, чего было в тот же день на этой вышеуказанной улице! Очередь. Огромадная, то есть, очередь образовалась. Давка. Галдёж. Все граждане стоят и в руках газеты держат. И пальцами в заметку тычут.
— Да это же, говорят, граждане, квартира! За шестьдесят рублей цельная квартира. Да мы очень слободно сто дадим в случае ежели чего.
В одном месте у ворот драка чуть не случилась. Хотели уж конную милицию требовать. Да в этот момент сам гражданин арендатель в окне показался. И ручкой реверанс сделал.
— Расходитесь, кричит, робя! Не стой понапрасну. Сдадена квартирёнка.
— За сколько сдадена-то? — спросили в толпе.
— За двести сдадена. Спрос очень огромадный, нельзя, братцы, меньше.
— За двести! — ахнула толпа.— Да мы тебе, дядя, очень слободно триста бы дали. Допусти только.
Арендатель с явным сожалением развёл руками и отошёл от окна.
Толпа понуро расходилась, помахивая газетами.
Михаил Зощенко, 1926 год
Мною использованы фотографии квартиры-музея Михаила Зощенко, расположенной в доме по каналу Грибоедова ( на Малой Конюшенной ул. дом 4/2.). Там Зощенко пережил и времена своей небывалой популярности, и годы изгнания из Союза Писателей, когда его обвинили в «антисоветчине». Менялись только квартиры — шикарная пятикомнатная квартира на пике славы и скромная 50-ти метровая двушка в опале. Там Зощенко проживал последние годы, то есть с 1954 по 1958-й. Потом жилплощадь принадлежала прямым наследникам, и только в 1992 году из этой-то двушки, расположенной на третьем этаже, и сделали музей.
Сам дом был постоен про проекту архитектора Стасова в начале 19 века. Через полвека дом заселили музыканты придворного оркестра, многие из которых работали в Капелле. Так дом получил прозвище «Придворного оркестра». Спустя еще полвека музыкантов выжили шумные писатели раннесоветской эпохи и дом стал известен
в городе под названием «писательский кооператив».
Квартира М. Зощенко- единственный из всех литературных музеев, интерьеры в котором подлинные, а не воссозданные по документам и фотографиям. Все здесь принадлежало писателю и его жене – мебель, ковры, даже обои на стенах остались прежними.
Условия найма жилья в дореволюционной России
Условie. Петроградъ 1917 года iюля первого дня
….
Обязуюсь в квартире моей и на лестницах соблюдать чистоту и опрятность, не ставить на лестницах, дворах, балконах и чердаках каких-либо вещей, не допускать прибивку гвоздями ковров к паркетным полам и полы эти не мочить, а натирать воском, не допускать собак на лестницы без присмотра, не допускать стирку и сушку белья в квартире, также колоть дрова в квартире и на лестнице, не ставить самовары на лестнице; обязуюсь наблюдать за тем, чтобы нечистоты и помои не выливались не в указанное для сего место, а чтобы мусор выносился из квартиры в особо устроенное для сего помещение; о всякой порче печей, водопроводных и канализационных приборов немедленно сообщать дворнику. Во избежание порчи ванного котла обязуюсь наблюдать за тем, чтобы (как то указано в печатном плакате, помещенном в ванной) перед началом топки открывать кран горячей воды и начинать топку только после того, как из крана пойдет вода. В случае порчи ванны, ванного котла, водопроводных и канализационных приборов по моей, нанимателя вине, исправление их принимаю за мой, нанимателя, счет.
Нанятую мною квартиру я, наниматель обязуюсь не обращать под мастерские и предосудительные или беспокоящие соседей заведения; обязуюсь не допускать шума и беспорядков, могущих обеспокоить других жильцов дома, также громкой музыкальной игры ранее 9 ч. утра и позднее 12 ч. ночи.
В предупреждение пожара я, наниматель, обязуюсь обращаться в квартире с огнем осторожно, пользоваться чердаками не иначе, как при безопасном фонаре и в присутствии служащих домовладельца.
Переделки, исправления и изменения в нанятой мною квартире, в течении срока сего условия, я, наниматель, обязуюсь производить на свой счет и притом не иначе, как с письменного разрешения домовладельца, и то, что будет сделано с согласия его, по выезде моем из квартиры, остается в пользу домовладельца, В случае устройства мною в квартире электрической проводки, по выезде из квартиры, я, наниматель, обязуюсь все части, исключая арматуры, не снимать.
….
При выезде моем из квартиры я, наниматель, обязуюсь сдать все помещения в полной исправности, как то: с цельными оконными и дверными стеклами, с дверными и печными приборами, ручками, замками, ключами, вьюшками, задвижками, шнурами, цепочками, кранами, трубами, душем, термометром в ванне, тремя ключами от американского замка и др: если же что либо, при сдаче, квартиры окажется изломанным, испорченным или затерянным, обязуюсь уплатить домовладельцу то за все по действительной стоимости, до вывоза моего имущества из занимаемой мною квартиры.