Медико санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС техногенного (антропогенного) и природного характера (стихийные бедствия). Медико-тактическая характеристика землетрясений


Учебные вопросы:

6.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

6.2. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при землетрясениях (тектонических ЧС).

6.3. Организация медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий землетрясения.

6.4. Медико-тактическая характеристика районов наводнений (гидрологических стихийных бедствий).

Экологическое здоровье определяется как контроль этих факторов в окружающей среде, которые могут оказывать вредное воздействие на физическое, умственное или социальное благосостояние людей. Поскольку стихийные бедствия подвергают людей опасности, нарушая или угрожая нарушить их непосредственную окружающую среду, эффективные управление окружающей средой после стихийного бедствия имеет первостепенное значение.

Стихийные бедствия часто увеличивают заболеваемость и смертность. Принятие надлежащих мер для поддержания здоровья окружающей среды помогает уменьшить или устранить риски предотвратимых болезней и смерти. Такие меры способствуют не только здоровью людей в районах, пострадавших от стихийных бедствий, но также способствуют снижению высоких издержек предоставления услуг неотложной медицинской помощи после стихийного бедствия.

6.5. Организация медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий наводнений.

6.6. Медико-тактическая характеристика и организация оказания медико-санитарной помощи при метеорологических ЧС.
^

6.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера


Природная катастрофа (стихийное бедствие) – внезапно возникшее явление природы, сопровождающееся человеческими жертвами и уничтожением материальных ценностей.

Меры по охране окружающей среды, которые необходимо учитывать после стихийного бедствия, включают предоставление надлежащего жилья для отдельных лиц или групп лиц, оставшихся без крова; распределение безопасной и доступной воды, сначала в достаточном количестве для питьевых целей, а затем для других бытовых целей; и защита и распределение безопасных пищевых продуктов. Другими мерами, которые необходимо учитывать для борьбы с экологическими опасностями, связанными с бедствием, являются санитарная эвакуация для экскрементов, жидких отходов и отходов; защитные популяции составляют общие векторы заболевания в пораженных районах; и поощрение здорового образа жизни, особенно санитарного жилья и личной гигиены.

За последние 20 лет минувшего XX столетия только стихийные бедствия, происходившие в различных странах мира, унесли жизни более 3 млн человек, ранены и покалечены свыше 800 млн человек, стоимость нанесенного ущерба, по подсчетам специалистов, превысила 100 млрд долларов.

Стихийные бедствия часто приносят колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих природных катастроф, но и от уровня развития общества.

А) Топологические катастрофы

Чтобы эффективно управлять экологическим здоровьем во время и после катастрофы, крайне важно, чтобы состояние готовности действовало до того, как произошло событие. Во время чрезвычайной ситуации успех во многом зависит от осуществления хорошего, быстрого решения и соответствующих мер реагирования. Поэтому высокопоставленные лица, принимающие решения, должны быть заранее знакомы с разумной мерой и должны дать точную оценку конкретных последствий стихийного бедствия как можно быстрее.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные)

Этот документ призван служить руководством для тех, кто может быть призван принять экстренные решения после стихийных бедствий. Рекомендуемые меры по охране окружающей среды перечислены в порядке приоритетности, в котором они должны приниматься во время чрезвычайной ситуации. Однако каждое стихийное бедствие является уникальным по степени или типу чрезвычайной ситуации. В ответ на любую конкретную катастрофу лица, принимающие решения, могут сочтет необходимым изменить приоритет, назначенный на какую-либо конкретную меру.

Стихийные бедствия – это катастрофические ситуации, возникающие в результате явлений, действий сил природы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседнев­ного уклада жизни более или менее значительных групп людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

В целом на Земле от природных катастроф погибает один из 100000 чел.

Меры борьбы с оползнями

Правильное перераспределение приоритетов будет значительно упрощено, если учитывать главную задачу мер по охране окружающей среды во время чрезвычайных ситуаций. Цель состоит в том, чтобы защитить здоровье людей, которые живут в районах, пострадавших от бедствий, или вблизи от них, сведя к минимуму ухудшение состояния окружающей среды и услуг. Подразумевается, что конкретная цель чрезвычайных мер заключается в восстановлении условий и услуг в области охраны окружающей среды до любых уровней, существовавших до возникновения стихийного бедствия, независимо от суждений о качестве предистастеров.

Чрезвычайная ситуация природного характера – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения опасного природного явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К медицинским последствия наводнений относятся

Если качество предистастера было менее желательным, риск заболевания увеличится только в том случае, если ухудшение состояния окружающей среды ухудшится, при прочих равных условиях. Меры по улучшению существующих условий должны быть запланированы на этапе реабилитации, а не на этапе восстановления.

Этот документ разделен на несколько частей. В первом разделе в первую очередь рассматриваются последствия стихийных бедствий для условий и услуг в области охраны окружающей среды. Во втором разделе описываются меры по охране окружающей среды, которые должны проводиться в каждом из трех временных рамок: периоды предрассудков, стихийных бедствий и постдисастера.

В зависимости от масштабов и природы очаги стихийного бедствия могут отличаться размерами, формой и характером. В результате действия нескольких поражающих факторов возникают сложные очаги. Например, землетрясения и ураганы помимо разрушения сооружений могут вызвать затопление прибрежной полосы, пожары, поражение людей в результате утечки АОХВ, радиоактивных веществ и т.д.

Этот акт требовал от штатов и округов утвержденных планов смягчения последствий для получения финансирования по предотвращению стихийных бедствий. Стандартный государственный план смягчения опасности также необходим для оказания чрезвычайной помощи, предоставляемой в соответствии с Законом о Стаффорде. Это включает в себя восстановление государственной службы поврежденных объектов и программу грантов по снижению рисков. Разработка государственных и местных планов смягчения опасности имеет решающее значение для поддержания права на финансирование будущих мер по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям.

Как и между всеми природными процессами, между стихийными бедствиями существует взаимосвязь. Одна катастрофа оказывает влияние на другую; достаточно часто бывает так, что первая ката­строфа служит пусковым механизмом последующих.

Геодинамические процессы внутри Земли, на ее поверхности и в прилегающих слоях атмосферы часто приводят к развитию природных катастроф.

Меры по предотвращению опасности - это действия, направленные на постоянное сокращение или устранение долгосрочного риска от воздействия стихийных бедствий. Действия по смягчению последствий, такие как предотвращение или сокращение потерь, отличаются от краткосрочной готовности, реагирования на чрезвычайные ситуации, мер по восстановлению и мер по снижению риска, таких как страхование.

Организация оказание медицинской помощи

Цель долгосрочного смягчения многоопасности - двоякая. Защита людей и структур от вреда и разрушения Чтобы свести к минимуму затраты на реагирование на стихийные бедствия и их восстановление. Планы по смягчению местных границ должны обновляться каждые пять лет. Кроме того, в плане штата упоминаются некоторые конкретные планы смягчения последствий для государственных учреждений, такие как план смягчения последствий наводнений и план смягчения последствий засухи. Государственный план смягчения последствий различных опасностей.

Природные катастрофы в современном мире является источниками глубочайших социальных потрясений, сопровождающихся массовыми страданиями и гибелью людей, а также огромными материальными потерями.

В общей проблеме безопасности общества они все чаще рассма­триваются как один из важнейших дестабилизирующих факторов устойчивого развития.

Предотвращение: правительственные административные и регламентационные действия или процессы, которые влияют на развитие и строительство земельных участков и зданий. Защита собственности: действия, связанные с изменением существующих структур для защиты их от опасности или удаления из зоны опасности. Общественное образование и осведомленность: действия информировать и обучать граждан, избранных должностных лиц и владельцев недвижимости об опасностях и потенциальных путях их смягчения. Защита природных ресурсов: меры, которые минимизируют потери от опасности при сохранении или восстановлении функций природных систем. Аварийные службы: действия, которые защищают людей и имущество во время и сразу после стихийного бедствия или события опасности. Структурные проекты: действия, которые предусматривают строительство сооружений для снижения воздействия опасности. Землетрясения, циклоны, ураганы, наводнения и извержения вулканов - такие естественные явления могут разрушить обширные районы в течение нескольких минут и оказывать катастрофическое воздействие на экономические и социальные структуры страны.

Чрезвычайные ситуации природного характера весьма разнообраз­ны. Анализ данных по природным катастрофам, произошедшим во второй половине XX – начале XXI в., позволяет говорить об определенных тенденциях в развитии природных опасностей как в России, так и в мире в целом.

Эти тенденции выражаются в росте количества природных катастроф, увеличении социальных и материальных потерь, зависимости защищенности людей и техносферы от социально-экономического уровня развития стран,

Разрушенные маршруты движения, разрушенные здания, разбитые системы питьевой воды и телекоммуникационные сети часто являются результатом стихийного бедствия; Однако, без воды и электричества, врачи-врачи больше не могут функционировать, и без надлежащего общения трудно организовать операции по оказанию помощи пострадавшим.

Вспомогательные усилия должны быть быстрыми и хорошо скоординированными

Чтобы сэкономить как можно больше жизней и помочь людям с ранениями осмысленно, усилия по оказанию помощи должны быть скоординированы быстро и качественно. В отличие от других проектов, когда команда разведки отправляется на место происшествия, чтобы сначала прояснить ситуацию, приложение должно быть немедленно выпущено в случае стихийного бедствия.

За последние 50 лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в 3 раза. Среднее количество ЧС природного характера в России составляет сейчас около 280 событий в год, в то время как еще 10 лет назад не превышало 220.

Классификация природных ЧС

^

6.2. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при землетрясениях (тектонических ЧС)


Тектонические ЧС (землетрясения) . Для России актуальность проблемы землетрясений определяется тем фактом, что значительная часть ее территории принадлежит к сложному в сейсмогеодинамическом отношении евроазиатскому континенту. Наиболее часто сейсмическая активность отмечается на Кавказе, в Южной Сибири (Тянь-Шань, Памир), на Дальнем Востоке (Камчатка, Курильские острова). Более 20 % территории страны с населением около 20 млн чел. подвержено сейсмическим воздействиям, превышающим 7 баллов, а 5 % территорий относится к зонам 8-10 баллов.

Материал готов к отправке с необходимыми таможенными документами. Резервные средства должны прибыть в соответствующее место назначения в аэропорту или в порту отправления без какого-либо времени. Шаг: медицинская, материально-техническая или пищевая помощь должна быть доставлена ​​на место как можно быстрее. Приоритеты в такой миссии всегда бывают следующими: максимально беспрепятственный доступ к жертвам, распределение предметов гуманитарной помощи, обеспечение питьевого водоснабжения и создание средств связи.

Чрезвычайная помощь в случае стихийных бедствий имеет два приоритета

Очередность: Медицинская помощь. Временное возведение полевых госпиталей и клиникМедицинские поставки и медицинское оборудованиеЭпидемиологический мониторинг чрезвычайных чрезвычайных ситуаций: отделение тяжелораненых лиц от незначительных потерь, использование хирургических бригад реплантации местных медицинских структурВакцинация против наиболее важных заболеванийОрганизация и работа центров экстренного питания. Приоритет: санитария и материально-техническая поддержка.

Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Землетрясения бывают тектоническими, вулканическими, обваль­ными и в виде моретрясений. Центр землетрясения – это участок земли, из которого исходят волны; эпицентр – проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

В течение нескольких часов могут быть мобилизованы группы реагирования на чрезвычайные ситуации

Помощь бездомным: распределение брезентов, палаток и одеял для защиты от погодных условий. Санитарная поддержка: материальные закупки, хранение материалов, обработка и распределение питьевой воды, создание емкостей для питьевой воды, удаление экскрементов, разделение отходов, создание канализационных траншей. Адресная карта со специалистами, имеющими опыт оказания неотложной помощи, позволяет в короткие сроки сформировать бригады скорой помощи. Первая группа реагирования на чрезвычайные ситуации в основном состоит из врача, медсестры и специалиста по логистике.

Скорость распространения продольных колебаний в воздухе 330 м/с, в воде около 1500 м/с, а в горных породах земной коры – несколько тысяч метров в секунду; при этом по мере увеличения плотности пород они возрастают до 6000-6500 м/с.

Интенсивность землетрясений на поверхности земли измеряют в баллах. В России принята международная шкала MSK-64 (шкала Медведева-Шпонхойтера-Карника), в соответствии с которой землетрясения подразделяются по силе толчков на поверхности земли на 12 баллов. Условно их можно разделить на слабые (1-4 балла), сильные (5-8 баллов) и сильные, или разрушительные (8 баллов и выше).

Районы риска в основном находятся в Карибском бассейне и Азии, где каждый год происходят несколько стихийных бедствий. Они постоянно контролируются, а также хранится вспомогательный материал, который увеличивает способность реагировать и позволяет быстрее справляться.

За последнее десятилетие ежегодно было более 300 стихийных бедствий. Мы также помогаем в медленно развивающихся кризисов, таких, как голод и засуха, а также острых и сложных чрезвычайных ситуаций, связанных с политическими беспорядками и насилием. Наш поддержанный благотворительные обеспечивают питание и чистая питьевая воду, улучшение санитарных условий, оказание медицинской помощи и убежища, предотвращение эпидемий заболеваний и ограничить их воздействие. Они предлагают программы наличных денег для работы и другие услуги для удовлетворения самых насущных потребностей.

Среди стихийных бедствий землетрясения занимают ведущее место по тяжести медико-санитарных последствий. Такая оценка определяется значительной их частотой, массовыми потерями среди населения. Так, в XX веке на земном шаре в результате землетрясений погибли более 1,5 млн человек, а причиненный ущерб оценен в 10 трлн долларов.

По своему разрушающему действию землетрясения схожи с действием ударной волны ядерного взрыва.

При землетрясениях возникают массовые санитарные потери, характеризующиеся травматическими повреждениями, часто закрытыми и сочетанными. Не исключается возможность комбинированных поражений, полученных в результате одновременного разрушения зданий, возникновения пожаров, повреждения химически опасных и взрывоопасных объектов, аварий на других предприятиях.

В структуре санитарных потерь при землетрясениях преобладают, как правило, травматические повреждения со значительной долей черепно-мозговых травм. На втором месте находятся травмы конечностей, однако они менее опасны для жизни, чем травмы головы, груди, живота и таза. Высока частота возникновения синдрома длительного сдавления (краш-синдрома). Среди пострадавших, имеющих тяжелые и среднетяжелые травмы, он Может составлять от 3 до 30 % случаев.

Психические расстройства и нарушения психоэмоциональной сферы у людей в зоне землетрясения занимают одно из ведущих мест в структуре санитарных потерь. Множественные психические травмы возникают вследствие одномоментного разрушения практически всех слагаемых привычного уклада жизни: прежде всего это смерть и страдание близких, имущественные лишения и реальная угроза собственной жизни. Практически у всех пострадавших имеют место реактивные расстройства, разнящиеся по степени выраженности.

Кроме того, складывающаяся при землетрясении обстановка характеризуется разрушением жилых, служебных, промышленных зданий, в том числе и зданий ЛПУ.

В результате разрушений жилых зданий население остается без крова, а пребывание в сохранившихся помещениях опасно из-за повторных подземных толчков. Выход из строя ЛПУ и потери среди медицинского персонала в значительной мере осложняют медико-тактическую обстановку в районе ЧС.

Медико-санитарные последствия землетрясений характеризуются:


  • массовым и одномоментным возникновением санитарных потерь;

  • преобладанием травматических повреждений в структуре санитарных потерь;

  • возникновение психоэмоциональных расстройств у пострадавших;

  • обострением течения хронических соматических заболеваний;

  • нахождением значительной части пораженных под завалами;

  • резким ухудшением социально-бытовых условий в зоне ЧС;

  • ухудшением санитарного состояния населенных пунктов в зоне разрушений;

  • высокой вероятностью возникновения вспышек инфекционных заболеваний;

  • нарушением действующей системы лечебно-профилактического, санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения;

  • несоответствием объема работ по ликвидации медико-санитарных последствий возможностям лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений;

  • необходимостью восстановления дорог для ввода в зону ЧС аварийно-спасательных формирований и эвакуации пострадавшего населения;

  • развертыванием ЛПУ за пределами зоны ЧС в полевых условиях или приспособленных зданиях и сооружениях;

  • коммунально-бытовой необустроенностью мест размещения эвакуированного населения.
Величина санитарных потерь при землетрясениях зависит от силы и площади стихийного бедствия, плотности населения в районе землетрясения, степени разрушения зданий, внезапности и ряда других факторов. Наиболее часто при землетрясениях страдают конечности. Почти у 50 % пораженных были диагностированы повреждения костей. Большой удельный вес занимали ушибы мягких тканей и множественные травмы различной локализации.

Кроме травм, полученных в результате обвалов, обрушения стен и крыш зданий (10 %), от падающих конструкций, обломков зданий (35 %), в 55 % случаев травмы были получены по причине неправильного поведения самих пораженных, необоснованных действий, обусловленных страхом и паникой.

С позиций структуры потерь при землетрясениях характерны большие колебания и разбросы. До 40 % всех тяжело пораженных могут погибнуть под завалами в течение первых 6 ч, 60 % – в первые сутки, практически все – в течение 3 сут. На 4-е сутки начинают погибать пострадавшие с травмами средней и легкой степени тяжести, 95 % из них умирают на 5-6-е сут.

У пораженных с легкими и средней тяжести травмами, оказавшихся под завалами, смерть наступает в большинстве случаев в результате обезвоживания организма и переохлаждения.

При землетрясении у пораженных нередко (от 3,8 до 29 % случаев) развивается синдром длительного раздавливания (краш-синдром).

У большого количества людей возникали различные психические расстройства. Так, острые реактивные состояния в г. Скопле (1963) были отмечены почти у половины населения. У 20 % жителей эти реакции длились до 2-3 ч, у 70 % – от 2-3 ч до 1-5 сут, у 5 % – от 5 сут до нескольких месяцев.

Значительная часть населения нуждается в седативных и других успокаивающих средствах, а также в медицинской помощи в связи с другими заболеваниями (например, сердечная недостаточность, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертонический криз и т.п.).

Если землетрясение охватывает город, то в таком случае могут разрушаться емкости с аварийно-опасными химическими веществами, возникать вторичные очаги химического загрязнения. В такой ситуации очень вероятны массовые отравления, например аммиаком, хлором, оксидами азота и другими агрессивными веществами.

При подводных и прибрежных землетрясениях в результате сдвигов вверх и вниз участков морского дна возникают морские волны – цунами. Скорость их распространения составляет от 30 до 100 км/ч, высота в области возникновения – до 5 м, а у побережья – от 10 до 50 м и более. Цунами производят опустошительные разрушения на суше, сопровождающиеся разрушением населенных пунктов и массовыми людскими потерями.

Значительная часть пораженных находятся под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребности в медицинских силах и средствах, а с другой – определяет большую срочность в оказании медицинской помощи после извлечения пораженных из-под завалов. Вместе с тем сразу после землетрясения за медицинской помощью обращается значительная по численности группа пораженных.

Количество медицинского персонала, сохранившего дееспособность в зоне землетрясения, будет, как правило, недостаточным для выполнения задач медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения, что обусловливает оказание само- и взаимопомощи. Перемещение в короткие сроки к району бедствия крупных медицинских учреждений извне практически нереально, поэтому из состава ЛПУ близлежащих районов выделяются медицинские формирования (врачебно-сестринские бригады, бригады скорой медицинской помощи, медицинские отряды и др.), направляемые в зону ЧС. Кроме того, в зону катастрофы выдвигаются медицинские формирования министерств и ведомств, входящих в состав ВСМК.

Известно, что если спасатели войдут в зону землетрясения в течение первых 3 ч, они могут спасти от гибели 90 % оставшихся в живых, через 6 ч количество спасенных может составлять 50 %. В дальнейшем шансы на спасение уменьшаются, и через 10 дней проводить спасательные работы нет смысла. Землетрясение в Армении произошло 7 декабря 1988 г. Первые группы спасателей смогли добраться в зону бедствия лишь вечером 10 декабря. До этого спасательные работы проводили только воинские подразделения и милиция, а плановая работа спасателей началась утром 12 декабря.

Вместе с тем обстановка в очаге землетрясения может привести к потерям среди спасателей, в том числе и медицинских работников. Следует отметить, что работать в зоне катастрофы без проведения комплекса соответствующих защитных мероприятий долгое время нельзя. Люди не выдерживают длительного психического напряжения. По опыту работы спасателей в г. Спитаке известно, что уже через 2 суток у спасателей нарушался сон: многие видели одинаковые сновидения – падающие дома, рыдающих женщин, горы трупов. Очевидно, что таким спасателям тоже необходима не только медицинская и психологическая помощь, но и медико-психологическая коррекция нарушенных функциональных состояний.

  • 6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности:
  • 6.1. Тесты:
  • 1. Природные катастрофы (стихийные бедствия) – это:
  • 2. Виды землетрясений по происхождению:
  • 3. Эпицентром землетрясения называется:
  • 5. Для определения силы землетрясения принята шкала:
  • 6. Большинство пораженных получает повреждения, по профилю относящиеся к:
  • 7. При землетрясении часто (от 3,8 до 29 %% всех санитарных потерь) встречается такой вид поражений, как:
  • 8. На величину санитарных потерь при землетрясениях влияет:
  • 9. Среди всех тяжелопораженных наблюдается соотношение по времени наступления летального исхода:
  • 10. Среди всех пораженных с травмами средней и легкой степени тяжести наблюдается соотношение по времени наступления летального исхода:
  • 11. Среди пораженных с травмами легкой и средней степени тяжести, оказавшихся под завалами, смерть чаще всего, наступает в результате:
  • 12. При подводных и прибрежных землетрясениях, в результате сдвигов участков морского дна вверх и вниз, возникают:
  • 14. В районах землетрясения большое значение приобретает:
  • 15. При извлечении людей из-под завалов важно знать:
  • 17. «Трудно устоять на ногах. Обрушение черепицы и карнизов. Повреждение непрочных зданий. Волны в водоемах - это признаки землетрясения:
  • 28. Факторы, заставляющие эвакуировать значительную часть пострадавших на довольно большое расстояние от очага землетрясения:
  • 29. Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются:
  • 30. При оказании пораженным в очаге землетрясений медицинской помощи отмечается, как правило:
  • 31. Верным является утверждение:
  • 32. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать:
  • 37. Основное предназначение создаваемых на путях эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации медицинских регулировочных (распределительных) пунктов:
  • 38. Для обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных не является необходимым пунктом
  • 39. Для обеспечения эвакуации пораженных в лпу госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясений, необходимо:
  • 40. Аэродромы, посадочные площадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта развертывают:
  • 6.2. Ситуационные задачи:
  • 7. Список тем по уир, уирс курсантов, предлагаемый кафедрой:
  • 8. Рекомендуемая литература:
  • 8.2. Дополнительная:
  • 8.3. Учебно-методические пособия:
  • 5.3 Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий землетрясений

    При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные (профилированные) лечебные учреждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую помощь и лечение. При этом, организация оказания медицинской помощи имеет существенные отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных участках очага одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском отношении землетрясений в Ашхабаде (1948), в Армении (1988) и на Сахалине (1995).

    Первая медицинская помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формировании.

    Как указывалось, санитарные потери при землетрясениях формируются практически одномоментно, в связи с этим максимальный объем работ по оказанию первой медицинской помощи пораженным возникает сразу же после землетрясения. В начальный период (в течение нескольких часов) оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуация из очага носит стихийный характер; в этот период она оказывается в порядке само- и взаимопомощи. При землетрясениях интенсивностью 7 баллов и более удельный вес пораженных, получивших первую медицинскую помощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, невелико. В зависимости от условий, возможностей штатных и нештатных формирований по выполнению поисково-спасательных работ возможны различные темпы наращивания работ по оказанию первой медицинской помощи.

    Следует учитывать, что до появления возможности получения первой медицинской помощи в организованном порядке более или менее значительная часть пораженных самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспортных средствах) эвакуируется за пределы очага. Поэтому в ходе организованного оказания первой медицинской помощи среди оставшихся в очаге, удельный вес пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.

    При наиболее тяжелых по медико-санитарным последствиям землетрясениях, возможности медицинских учреждений, существующих в зоне землетрясения или вблизи от нее, могут оказаться недостаточными.

    Большая территория, захваченная землетрясением, «привязка» основной части медицинских учреждений к населенным пунктам, находящимся в сейсмоопасных районах довольно далеко друг от друга, отсутствие или недостаток в лечебных учреждениях специализированных коек того или иного профиля, заставляет эвакуировать значительную часть пострадавших на довольно большое расстояние от очага землетрясения. Всё это требует выполнения до эвакуации комплекса медицинских мероприятий, снижающих риск неблагоприятного исхода или значительного ухудшения состояния пораженных при транспортировке. К примеру, при землетрясении в Армении 87% пораженных были госпитализированы в больницы Еревана, и лишь 8% оставались в стационарах райцентров. На Сахалине все пораженные, нуждавшиеся в госпитализации (362 чел.), поступили в больницу г. Охи, расположенную в 70 км от очага землетрясения. В дальнейшем часть пораженных из учреждений, где впервые была осуществлена госпитализация, эвакуировалась в специализированные лечебные учреждения других городов. В зависимости от конкретных условий численность этой группы могла быть различной.

    Так, из Еревана в специализированные центры г. Москвы и других городов было переведено всего 5% пораженных, а из ЦРБ г. Оха - более 51%, в том числе более 26% - в Хабаровск, 12% - во Владивосток и столько же - в Южно-Сахалинск (Гончаров С.Ф., 1995 г.).

    Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются силами и средствами объектовых, местных и территориальных уровней ВСМК, территория и объекты которых оказались в зоне землетрясения, независимо от их ведомственной принадлежности.

    При оказании пораженным в очаге землетрясений медицинской помощи отмечается, как правило, расширение объема медицинской помощи за счет собственных ресурсов, что необходимо учитывать при организации медицинского снабжения подвижных формирований СМК.

    Если формированиям СМК местного уровня , развертывающимся в зоне землетрясения для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений силой 5 баллов чаще всего, удается сохранить существующую организацию ЛЭО, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необходимость в дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятиях за счет сил и средств СМК территориаль ного уровня, а именно;

    большинство жителей данного населенного пункта от землетрясения не пострадают, и смогут (при соответствующей подготовительной работе и организации) принять участие в спасательных работах, и, прежде всего - в оказании пострадавшим первой медицинской помощи;

    88-100% зданий (в том числе и ЛПУ) серьезных повреждений не получат;

    большинство ЛПУ сохранят работоспособность;

    пострадавшие обратятся за медицинской помощью в ближайшее время после землетрясения;

    при землетрясении в 5 баллов немногочисленные пострадавшие, как правило, не будут нуждаться в трудоемких мероприятиях первой врачебной, квалифицированной медицинской помощи и в госпитализации;

    при землетрясении интенсивностью 6 баллов за медицинской помощью могут обратиться примерно 1,5% жителей населенного пункта.

    Таким образом, если при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений интенсивностью 5 баллов в большинстве случаев представляется возможным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующего в обычных условиях, то при 6-балльном землетрясении может возникнуть необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств службы медицины катастроф территориального уровня, а именно:

    оказание части пострадавших первой медицинской помощи на месте поражения и их эвакуация до ближайших медицинских учреждений;

    оказание пораженным (в соответствии с обстановкой) первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;

    развертывание дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или организация эвакуации пораженных, нуждающихся в том или ином виде специализированной медицинской помощи, за пределы данного населенного пункта (зоны землетрясения);

    организация управления эвакуацией пораженных от мест поражения и из ближайших амбулаторно-поликлинических учреждений до стационарных лечебных учреждений.

    При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации лечебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, сохраняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.

    Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получает каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов – каждый 3 – 4 житель. В этих условиях едва ли представится возможным привлечь к оказанию первой медицинской помощи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.

    По сравнению с землетрясением в 6 баллов , за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше пораженных.

    При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных будут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потребность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8-балльном - 4,48%.

    Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около 13% численности населения, а во втором - 23%, в связи с чем возникает необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пораженных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства территориального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосредственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения.

    Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответственно на 15-22 и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. В частности, первую медицинскую помощь в порядке само- и взаимопомощи сможет получить лишь небольшая часть пораженных. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения; среди пораженных 65-80% могут иметь травмы тяжелой и средней степени тяжести. Эти данные убедительно доказывают, что первая медицинская помощь основной части пораженных будет оказана лишь личным составом аварийно-спасательных формирований или населением, прибывшим из других населенных пунктов, находящихся вне зоны землетрясения.

    При наиболее вероятных для России землетрясениях интенсивностью 9-10 баллов 50-70% пораженных одномоментно потребуют медицинской помощи.

    По опыту ликвидации последствий землетрясений система оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с привлечением необходимых для этого сил и средств создается в течение 1-2 сут.

    При землетрясении интенсивностью 9 баллов и более, ЛПУ в зоне землетрясения будут уничтожены или потеряют работоспособность. В этом случае необходимо выдвигать в зону землетрясения формирования СМК территориального, регионального и федерального уровней в качестве первого этапа медицинской эвакуации, и их госпитального лечения в ЛПУ, расположенных на значительном удалении (второй ЭМЭ) от зоны землетрясения с привлечением воздушного транспорта для эвакуации пораженных.

    При эвакуации пострадавших как из очага землетрясения, так и между этапами медицинской эвакуации надо учитывать следующие положения:

    вблизи всех медицинских пунктов и лечебных учреждений, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим, следует оборудовать посадочные площадки для вертолетов;

    на площадке для вертолетов, если она находится на удалении от лечебного учреждения, и на аэродроме должен быть развернут медицинский пункт (эвакуационный приемник);

    при эвакуации пострадавших на автомобильном транспорте на пути эвакуации следует организовать медицинские распределительные пункты;

    особое внимание должно быть обращено на организацию сопровождения эвакуируемых пострадавших тяжелой и средней степени тяжести.

    Для обеспечения четкой медицинской эвакуации пораженных необходимо :

    в местах ожидания эвакуации групп пораженных (аэродромы, посадочные площадки, пристани, пункты сбора при эвакуации колоннами автомобильного транспорта) развертывать эвакуационные приемники , которые должны, как правило, обеспечивать оказание нуждающимся первой врачебной помощи;

    перед погрузкой пораженных в транспортные средства в очаге землетрясения проводить контроль их состояния и выполнения необходимых неотложных мероприятий медицинской помощи;

    на путях эвакуации из очага до первого этапа медицинской эвакуации создавать медицинские регулировочные (распределительные) пункты, которые должны обеспечивать оказание нуждающимся неотложной медицинской помощи (как правило, в объеме первой медицинской или доврачебной помощи и определять направления движения транспорта с пораженными; для обеспечения эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа, расположенные на значительном удалении от очага землетрясений, необходимо организовать четкую работу диспетчерской службы, и медицинское сопровождение.

    Таблица 1.

    Краткая характеристика возможной интенсивности землетрясений по 12-бальной шкале Меркалли (МКS-64)

    Балл

    Краткая характеристика землетрясений

    Отмечается только сейсмическими приборами.

    Ощущается отдельными людьми, находящимися в покое.

    Ощущается многими в зданиях, как вибрация от проходящего грузовика.

    Ощущается большинством. Колебания висящих предметов, дребезжание посуды и стекол.

    Общее сотрясение зданий. Пробуждение спящих. Смещение мебели. Трещины в стеклах и штукатурке.

    Неуверенная походка людей. Лопаются стекла. Трещины в непрочных зданиях.

    Трудно устоять на ногах. Обрушение черепицы и карнизов. Повреждение непрочных зданий. Волны в водоемах.

    Признаки паники. Обрушение заводских труб и сдвиг памятников. Полное разрушение непрочных и повреждение домов средней прочности.

    Всеобщая паника. Разрушение домов средней прочности. Повреждение домов высокой прочности. Трудно вести автомашину.

    Разрушение большинства кирпичных, каркасных и деревянных домов. Рушатся мосты. Оползни и обвалы со склонов. Выплескивание воды на берега водоемов. Рельсы искривляются.

    Полное разрушение большинства кирпичных, каркасных и деревянных домов. В грунте очень большие трещины. Выход из строя подземных трубопроводов.

    Смещение больших масс горных пород. Изменение рельефа.

    Примечание: Характеристика землетрясений дается в сокращении.

    Таблица 2. Типы строений по сейсмоустойчивости.

    Примечание: Данные типов строений приведены в сокращенном виде.